Домой Новости России Руководитель Алтайского топливного союза предупредил новой волне роста на бензин

Руководитель Алтайского топливного союза предупредил новой волне роста на бензин

292
0

Вице-президент Российского топливного союза, президент Алтайского топливного союза, депутат АКЗС Юрий Матвейко выразил обеспокоенность тенденцией к повышению биржевых цен на бензин и дизельное топливо, наметившейся за последний месяц. По его мнению, это может негативно сказаться на частных АЗС, в том числе и в Алтайском крае, которые вполне могут встать на грань закрытия, не выдержав в этих условиях конкуренции с сетями нефтяных компаний, если регуляторы не примут необходимых мер.

Как рассказал Матвейко корреспонденту ИА «Банкфакс», он был одним из авторов письма, которое Российский топливный союз направил в адрес вице-премьера российского правительства Дмитрия Козака. В тексте трейдеры и владельцы независимых заправок поделились своими опасениями по поводу роста цен на топливо, произошедшего с 15 апреля по 15 мая. По их данным, за этот период на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптовые цены на бензин марки АИ-92 выросли на 23 %, а на бензин АИ-95 — на 18,5 %, цена на летнее дизельное топливо выросла на 2,5 %. При этом рост цен на бирже, как уточняет Юрий Матвейко, продолжается. С того момента, как письмо было направлено, стоимость одной тонны топлива подросла еще на полторы тысячи рублей.

«Все мы помним о заморозке цен. Срок ее окончания — это конец июня. Если до конца июня регуляторами не будет принято никаких мер, тогда, я думаю, нам точно стоит ждать новых цен на автозаправочных станциях. По крайней мере, на частных АЗС. Мы надеемся, что регуляторы правильно оценят ситуацию, не так, как в прошлом году. Не хотелось бы, чтобы мы увидели новые цены на АЗС, хочется стабильно, нормально работать при сегодняшней конъюнктуре. Я понимаю, что для автовладельцев и сегодняшняя цена не является самой низкой, но повышения точно никто не желает. Поэтому надеемся на оценку регуляторов, на оценку рисков, чтобы предотвратить рост цен в ближайшей перспективе», — объяснил Юрий Матвейко.

Он рассказал, что индикативные (максимально допустимые) цены на бензин и дизельное топливо, установленные в конце прошлого года, уже были достигнуты и превышены по дизельному топливу. Уверенно в этом направлении ползут и цены на бензин. «Если оптовые цены придут к индикативным, то частные АЗС уже будут работать с прямым убытком. Все будет зависеть от того, как в ближайшее время будут складываться биржевые и оптовые цены. Пока цены на мелком опте очень сильно растут, 2-3 раза в неделю», — добавил вице-президент Российского топливного союза.

При этом независимые операторы и сети, принадлежащие нефтяным компаниям, окажутся в неравных условиях. Как считает Матвейко, крупные игроки рынка, работающие с сырьем, смогут показать прибыль на всех участках, и, даже если они допустят «просадку», то смогут компенсировать это за счет других сфер деятельности. «Что касается частных АЗС, то они просто покупают топливо на нефтебазах и продают. Если продать удается с прибылью, то владелец сможет выплатить зарплаты, оплатить операционные расходы и, в лучшем случае, сработает, скажем, с нулевой рентабельностью. Если же продать удается только в минус, то месяц-два — и компания банкрот, можно закрываться и бросать объект. Нефтяники в очередной раз не заметят этих проблем, а частные АЗС с 2011 года каждый год в мае-июне лихорадит», — пояснил он.

Юрий Матвейко также объяснил, что рост цен именно в мае-июне обусловлен высоким спросом и увеличением экспорта именно в этом периоде. Кроме того, большинство крупных нефтеперерабатывающих заводов становятся на регламентные работы, и объем производства, соответственно, сокращается, что влечет за собой дефицит. Нефтяники, разумеется, в первую очередь стремятся обеспечить свои потребности, а частные АЗС получают доступ к топливу по остаточному принципу, что опять порой влечет за собой уход некоторых игроков с рынка.

Отметим, что в мае 2018 года ситуация с ростом цен на топливо стала поводом для обращения от имени Алтайского топливного союза, а также аналогичных организаций еще из 18 регионов России, к председателю правительства России Дмитрию Медведеву. В очередном письме, которое поступило в редакцию ИА «Банкфакс», было указано, что после выборов президента ситуация с ценами стала беспрецедентной, их уровень «бьет исторические рекорды». Рост стоимости топлива на бирже тогда составил от 30 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

При этом ФАС России, по утверждению организаций, вела себя «более чем странно». После обращения руководителя Российского топливного союза к Владимиру Путину на эту тему, руководители ФАС заявили об «отсутствии предпосылок роста цен». После того, как повышение стоимости все же произошло, в ведомстве указали, что это «рыночно обосновано». «В отсутствие позитивного влияния на описываемую ситуацию и нарочито положительный тон заявлений должностных лиц ведомств-регуляторов, создается лишь видимость стабильной, конкурентной среды, в которой сегодня работает малый и средний нефтепродуктообеспечивающий бизнес», — заявили в топливных союзах. Работать с прибылью могут лишь сетевые АЗС, поскольку их собственники переносят центр прибыли в оптовое звено. Выход, по мнению обратившихся, мог бы быть найден «путем экстренного оперативного вмешательства в «ручном» режиме всех регуляторов, направленного на увеличение объема поставок топлива на внутренний рынок».

Президент Владимир Путин также затронул данную проблему в ходе «Прямой линии» и объяснил резкое повышение цен неточным регулированием в сфере энергоресурсов. Правительство, по его словам, провело так называемый налоговый маневр. Кроме того, растут мировые цены на нефть. Все это привело к стимулированию экспорта сырой нефти российскими компаниями. При загрузке своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) компании видели недополученную выгоду за те объемы нефти, которые они могли бы реализовать на внешнем рынке. Пытаясь компенсировать так называемые выпадающие доходы, российские нефтяники завышали цены на внутреннем рынке, следует из ответа президента.

Путин отмечал, что правительство сразу же приняло ряд мер на этот счет: снизило акцизы на бензин, отменило запланированное ранее дальнейшее повышение акцизов. Впрочем, президент Алтайского топливного союза тогда отнесся к этому со скепсисом и заявлял, что ситуацию можно решить только действиями «снизу». По его словам, после «акций» исполнительной власти в мелком опте бензин немного подешевел, но ни о каких 2-3 рублях речи не шло. «На дизель оптовые цены как были выше розничных, так и остались. Нефтяные компании играют в свою игру, дополнительных объемов топлива на биржах практически нет. И я не вижу перспектив для снижения розничных цен, если не будет волевого решения со стороны президента. Но это будет уже не экономика», — заявлял Матвейко.