Содержание
Человеческий мозг сравнивают со сверхмощным компьютером, который способен хранить огромный объем информации, производить сложные вычисления и совершать различные операции. Но на самом деле бездушный запрограммированный процессор с оперативной памятью и в подметки не годится мозгу, который управляет сложнейшей системой нашего организма. Как он устроен и можно ли натренировать его до сверхспособностей? Чем опасна гениальность и какие неприятности она может принести?
На что способен человеческий мозг?
Человечество постоянно терзает идея скрытых способностей и неиспользуемых возможностей мозга. Нам кажется, что если мы научимся управлять своим «серым веществом», то сможем лучше владеть телом (например, силой мысли лечить болезни), запоминать больше полезной информации и зарабатывать много денег.
Основные и условно реальные цели:
- быстрое обучение (выучить иностранный за неделю, запомнить какую-то методику и др.);
- скорочтение;
- сложные вычисления в уме;
- эдейтизм (фотографическая зрительная память);
- экстрасенсорное ясновидение, умение предсказывать будущее;
- чтение мыслей других людей на расстоянии;
- способность полноценно отдыхать за аномально короткий промежуток времени (мало спать, чтобы не тратить время «впустую») и др.
Реально ли это? Да, существует масса методик, позволяющих развить способности. Например, можно научиться быстро считать в уме с помощью ментальной арифметики. Подавление субвокализации с расширением поля восприятия и усилением концентрации внимания дает возможность читать до 600 слов в минуту при средних 150-200. Можно овладеть мнемотехникой — способностью запоминать большое количество информации. В общем, все вполне реально, было бы желание работать над собой.
Цена сверхвозможностей
Как показывает практика, гениальность от природы чаще приносит своему обладателю больше проблем, чем преимуществ. У личностей с выдающимися способностями изначально запущен механизм самоуничтожения — они сжигают, пожирают сами себя изнутри и будто ищут конца. Возможно, гиперфункциональность атрофирует защиту мозга. Вспомним трагические судьбы Пушкина, Высоцкого, Ники Турбиной.
Зачем ученые исследуют мозг?
Цель научных исследований — понять, как устроен мозг и как он функционирует, как управляет организмом, чтобы научиться лечить тяжелые болезни. Сейчас для этого есть огромные возможности, например, МРТ головы и головного мозга. Исследование дает возможность «вживую увидеть» работу нашего внутреннего «процессора»: во время сна, в состоянии покоя, при решении логической или нестандартной творческой задачи. Кстати, только творчество активирует весь мозг, в остальных случаях включается в работу только его маленький участок.
Лечебные и диагностические центры Москвы уже не только ставят диагноз, но и прогнозируют течение болезни, оказывают лечебное воздействие на мозг в состоянии комы, могут сказать, какие его повреждения необратимы, а какие можно восстановить, умеют лечить опухоли, контролировать эпилепсию и паркинсонизм.
Принцип компенсации
Можно сказать, что болезнь — это эксперимент самой природы, в котором искусственно нарушены определенные функции. Есть много примеров включения механизма компенсации, которые делали людей гениальными. Например, известен случай нормального бинокулярного зрения у девочки с одним левым полушарием мозга. Чтобы понять причину феномена, ее обследовали в нескольких диагностических центрах. МРТ головного мозга показало, что зрительный нерв левого глаза каким-то невероятным образом переместился в левое полушарие, благодаря чему оно воспринимает и обрабатывает информацию, поступающую с обоих глаз.
У многих гениев (музыкантов, художников, математиков, программистов) есть признаки расстройств аутического спектра. Это восполнение отсутствующих функций? Или гениальность все-таки является отклонением от нормы? Нельзя сказать точно, потому что каждый случай уникален.
Как развить способности?
Но мозг действительно нужно постоянно «прокачивать» хотя бы потому, что он сначала начинает лениться, а после 45-ти — медленно атрофируется. Как это сделать?
- заставляйте оба полушария работать одновременно: рисуйте, печатайте двумя руками;
- занимайтесь творчеством, решайте логические задачки;
- играйте в полезные компьютерные игры — стратегии. К ним относятся RTS в реальном времени, где нужно оценивать ресурсы, прогнозировать затраты, анализировать обстановку, сохранять баланс сил и т.д.;
- тренируйте память: изучайте языки, запоминайте номера телефонов, учите стихи;
- не забывайте о теле: занимайте спортом, делайте зарядку;
- подкармливайте мозг орехами, смородиной, шоколадом, жирной рыбой, яйцами.
И не забывайте о том, что главное — не гениальность, а здоровье. Периодически делайте МРТ головы, чтобы не пропустить начало болезни. Например, на MRT-kliniki.ru можно найти адреса диагностических центров и записаться на прием. Будьте здоровы!