Домой Новости России Почему ребрендинг «Единой России неизбежен».

Почему ребрендинг «Единой России неизбежен».

322
0

Почему ребрендинг «Единой России неизбежен».

Политолог Илья Гращенков – о проблемах главной партии страны

«Единая Россия» по-прежнему остается партией номер один, так как ее ближайшие конкуренты — КПРФ и ЛДПР- не переступают барьер в 20%, находясь на уровне 15-18% в зависимости от региона. Однако рейтинг «ЕР» продолжает падать и вполне может сравняться с оппозиционными партиями, как это уже произошло в некоторых субъектах. Это приводит к поражениям на выборах, например, победе кандидатов от ЛДПР в Хабаровском крае и Владимирской области, а также победе коммунистов — в Хакасии, частичной победе КПРФ в Приморском крае и т.д. Однако большая часть голосов ушедших от «ЕР» еще не перетекли к какой-то другой партии. Это люди, которые перестали доверять нынешней власти в целом, протестно настроенные, но ни одна из парламентских партий их не устраивает. Поэтому «ЕР» теоретически еще могла бы мобилизовать их в качестве своих сторонников, но всего несколько раз.

Почему ребрендинг «Единой России неизбежен».

Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков

Увы, кредит доверия к главной центристской партии исчерпан. Легко быть партией власти, когда в тебе видят источник стабильности, финансовых вливаний, управленческих решений. Сегодня же ровно наоборот, именно по «Единой России» пришелся первый удар волны недовольства властью. Лишь затем по премьер-министру Медведеву и только затем — по президенту Путину. Доверяя «лидерам» как таковым, люди склонны винить во всем плохих бояр, но сегодня эти бояре-технократы не являются амортизирующей прослойкой между людьми и Кремлем. Вертикаль власти четко обозначила ручной вектор управления, когда Путин через условную «прямую линию» руководит всем и вся. Поэтому «партия Путина» и выступила главным громоотводом для президента, взяв на себя львиную долю антирейтинга. В какой-то момент, когда рейтинг просядет еще ниже, а антирейтинг — вырастет еще больше, партия может перестать являться инструментом власти для политического управления государством. Ведь самое главное — не высокий рейтинг (его всегда можно поднять точечно, на время, проведя грамотную избирательную кампанию), а низкий антирейтинг, т.е. не быть тем, за кого никто и никогда не будет голосовать. Поэтому при антирейтинге свыше 25% — партийный проект вряд ли можно считать дееспособным, это будет партия узурпирующая власть, без реальной поддержки, так как базовые 15% электората — это люди, мобилизованные при помощи административного ресурса. Но даже они перестают доверять партии как таковой, ведь ее идеологи не могут ответить на вопросы низового актива — куда мы идем и что мы должны говорить людям?

Почему ребрендинг «Единой России неизбежен».

Перед «Единой Россией» стоят новые вызовы

Если еще три года назад «ЕР» объясняла все свои действия «крымской весной», мобилизуя членов поддержать проект Путина международного масштаба, поступившись какими-то локальными интересами, то сегодня этот драйвер смотрится как уже устаревшая мантра. Позиция «кругом враги» не актуальна для рядового россиянина, 50% которых только за прошедший год ощутили резкое социально-экономическое падение на себе. Поэтому «ЕР» нужно собраться и представить своему костяку какую-то внятную идеологию. Кто мы — центристы? Хорошо, но какие смыслы мы вкладываем в свою политическую программу? Просто соглашаясь с любым решением правительства, голосуем за любой закон сверху? Или же есть какие-то линии, которых партия намерена придерживаться, даже если эта позиция будет расходиться с мнением лидера — Дмитрия Медведева, например. Партии нужна хотя бы внутренняя критика, как это было в 2007-2009 гг., когда существовали различные оппозиционные крылья внутри самой ЕР, были «либералы» и «консерваторы». Сегодня критика «ЕР» вынесена наружу — на улицу и считывается простыми лозунгами «долой эту власть». Это не конструктивно, так как вытесняет из политики саму партию власти, не способную ни к чему, кроме как к глухой обороне.

Поэтому если партия не одумается и не начнет реформы — ее перспективы довольно печальны, к 2021 году она станет лишь техническим инструментом для проведения во власть одномандатников, идущих под собственными лозунгами. А после 2021 года «ЕР» может ждать перезагрузка — создание схожей политической партии, но более популистской. Избавившись от ответственности и консерватизма партии власти, правительство сможет откусить часть рейтинга у «левых» партий и ЛДПР, тем самым создав две провластные силы — консервативную «ЕР» (15%) и новую популистскую — с рейтингом в 25-30%. Однако, если «ЕР» решит внутренние задачи и удержит рейтинг на уровне 25-30%, она вполне может просуществовать еще долгое время и остаться не только техническим инструментом для власти, но и реальной партией управленцев (сейчас «ЕР» — это реконструкция КПСС, но с изъятым рядом серьезных функций) формирующих политическую повестку страны.

Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики